Объём и тактика мероприятий специалистов станции / подстанции / отделения СМП в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) определена:
- «Планом медико-санитарного обеспечения населения субъекта РФ в чрезвычайных ситуациях», «Планом медико-санитарного обеспечения населения муниципального образования в чрезвычайных ситуациях»;
- нормативно-правовыми и методическими документами федерального, субъектового, муниципального, объектового уровней.
Учитывать характеристику объекта (вид, величину и др.), условия, при которых сложилась техногенная ЧС, вид поражающего фактора:
- химически-опасный объект;
- радиационно-опасный объект;
- пожароопасный и взрывоопасный объект;
- вид транспорта: железнодорожный, авиационный, автодорожный, водный;
- гидродинамически опасный объект: плотина, дамба, шлюз;
- коммунально-энергетические сети и т. п.
Учитывать характеристику территории (вид, величину и др.), условия, при которых сложилась природная ЧС, вид поражающего фактора при: геологической, метеорологической, гидрологической, природных пожарах и т. п.
Учитывать характеристику объекта, территории (вид, величину и др.), условия возникновения социальной ЧС, вид поражающего фактора: массовые беспорядки, терроризм, межэтнические конфликты, случаи группового травматизма при проведении культурно-массовых мероприятий и т.п.
Особенности оказания помощи в ЧС
- Чёткие и грамотные действия руководителей и персонала СМП позволят сократить фазу ситуационной дезорганизации.
- Выездной персонал бригады СМП несёт ответственность за психологическое состояние пострадавших, предотвращение паники среди населения.
- При ликвидации последствий техногенных, природных и социальных ЧС преобладают хирургические виды экстренной медицинской помощи.
Фельдшеру ППВ действовать по алгоритму:
- принять и уточнить информацию о ЧС: адрес и/или опознавательные координаты места ЧС, вид, время начала ЧС, количество пострадавших и наличие погибших, из них детей;
- зарегистрировать информацию о ЧС, уточнить источник информации: Ф. И. О., должность, звание, номер телефона лица, передавшего информацию о ЧС;
- направить бригаду / бригады СМП на место ЧС с учётом информации о ЧС;
- оповестить руководителей ЛПУ, ТЦМК, МЧС, МВД и других участников ликвидации последствий ЧС по утверждённой схеме;
- выполнять распоряжения руководителя ЛПУ;
- запросить информацию о ЧС у бригады СМП, первой прибывшей в зону ЧС, с целью определения потребности в силах и средствах;
- оповестить приёмное отделение ЛПУ о поступлении человек, из них детей с повреждениями хирургического профиля;
- регулярно ч/з 15-20 минут или по ситуации запрашивать у бригады СМП и фиксировать информацию о ЧС (количество пострадавших, из них детей, тяжесть состояния, эвакуационные направления);
- информировать руководителей ЛПУ и ТЦМК о текущих результатах работы в ЧС;
- проводить регулярный обмен информацией о ЧС со службами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;
- вести учётно-отчётную документацию в ЧС установленной формы: Журнал для регистрации ЧС; Форма 165/у-05 «Донесение о ЧС (первичное)».
Руководителю станции / подстанции / отделения СМП принять решения:
- по сбору руководителей и специалистов СМП;
- усилению диспетчерской службы фельдшерами ППВ;
- использованию дополнительных средств связи для работы в ЧС.
Руководителю СМП
- Доверьте проведении сортировки наиболее опытному, психологически подготовленному специалисту.
Порядок и особенности работы бригады СМП по ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, ЧС на режимном объекте определены в соответствии с нормативно-методическими документами, отражающими взаимодействие медицинских формирований режимного объекта / опасного производственного объекта и СМП муниципального района.
Бригадам СМП, работающим в зоне ЧС, соблюдать правила:
- Единоначалие и дисциплина. Подчиняться руководителю спасательных работ или др. уполномоченному специалисту, первому прибывшему на место ЧС.
- Соблюдать безопасность: собственную, пострадавших, санитарного транспорта. Помнить о том, что бригада СМП в очаге ЧС не работает. Любую медицинскую помощь начинать с обеспечения личной безопасности.
- Дислоцироваться как можно ближе к очагу ЧС, на его границе, на пути основного потока пострадавших из очага ЧС, но в безопасном месте. При наличии руководителя спасательных работ дислоцироваться по его распоряжению.
- Докладывать информацию о ЧС фельдшеру ППВ регулярно, кратко, информативно и достоверно.
- Бригаде СМП, первой прибывшей в зону ЧС, принять на себя руководство по ликвидации медицинских последствий ЧС до прибытия старшего руководителя, уполномоченного руководить ликвидацией медицинских последствий ЧС.
- Давать распоряжения подчинённым чёткие, конкретные, рациональные.
- Сортировать пострадавших в соответствии с приоритетами экстренной медицинской помощи. Помнить, что сортировка не должна задерживать оказание помощи, в т. ч. эвакуацию. Сортировку проводит наиболее опытный специалист.
- Оказывать экстренную медицинскую помощь пострадавшим в соответствии е сортировочными решениями.
- Бригаде СМП, принявшей на себя руководство медицинскими спасательными работами, быть в зоне ЧС до завершения эвакуационных мероприятий или прибытия старшего руководства и получения разрешения покинуть зону ЧС.
- Действовать смело, но без суеты. Не нарушать технику безопасности.
Бригаде СМП, первой направленной в зону ЧС, действовать по алгоритму:
- взять укладку для оказания помощи пострадавшим в ЧС и СИЗ по показаниям;
- незамедлительно выехать в зону ЧС;
- выбрать оптимальный маршрут движения к месту ЧС для максимального сокращения фазы изоляции;
- доложить фельдшеру ППВ о прибытии в зону ЧС;
- в зоне ЧС соблюдать меры безопасности;
- провести медико-тактическую разведку;
- доложить фельдшеру ГТПВ предварительную информацию о ЧС.
Посредством медико-тактической разведки собрать данные о ЧС:
- Где? Точное месторасположение очага ЧС (адрес, опознавательные координаты, состояние подъездных путей, рельеф) местности и т. п.).
- Что? Причины, вид ЧС.
- Когда? Время начала ЧС.
- Кто? Наличие людских потерь, их структуру. Места возможного нахождения пострадавших. Условия розыска и извлечения пострадавших из очага ЧС. Возможность дополнительного поступления пострадавших из очага ЧС. Профиль повреждений, тяжесть состояния, наличие детей.
- Почему? Наличие опасных факторов в очаге ЧС; характер пострадавшего объекта; погодные условия на месте ЧС: атмосферные осадки, температура окружающей среды, направление и скорость ветра (примерно) и др. (по возможности).
Бригаде СМП, первой прибывшей в зону ЧС, взять руководство ликвидацией медицинских последствий ЧС на себя до прибытия старшего руководителя, действовать по схеме:
- организовать медицинский пост и сбор пострадавших;
- провести медицинскую сортировку;
- организовать оказание помощи пострадавшим;
- оказывать экстренную медицинскую помощь пострадавшим в соответствии с сортировочными решениями;
- оказывать помощь личному составу спасательных формирований при получении ими травм любой степени тяжести, каждое оказание помощи фиксировать в «Карте вызова СМП», докладывать о её оказании руководителю спасательных работ;
- доложить фельдшеру ППВ уточнённую информацию о ЧС, далее докладывать регулярно в соответствии с ситуационной возможностью, но не реже, чем каждые 15-20 минут;
- руководить работой прибывающих бригад СМП или передать руководство более опытному специалисту (СБ СМП) при наличии;
- составить список пострадавших, в котором указать: Ф.И.О. (по возможности), пол, примерный возраст пострадавшего, ведущий синдром, определяющий тяжесть состояния пострадавшего, эвакуационное направление (место госпитализации);
- руководить эвакуацией пострадавших, по возможности/необходимости привлечь попутный транспорт;
- представить заключительный доклад фельдшеру ППВ;
- покинуть зону ЧС после завершения спасательных работ и/или разрешения руководителя спасательных работ.
Комплектацию и порядок использования укладки для пострадавших в ЧС бригадой СМП утвердить приказом данного ЛПУ заблаговременно, указать:
- профиль, состав, перечень и количество наименований средств укладки;
- условия хранения укладки;
- вид стандартной упаковки укладки (сумки, чемодана, рюкзака);
- порядок выдачи укладки;
- порядок списания использованных медикаментов и средств, находящихся в укладке;
- освежение, пополнение расхода укладки.
Общие людские потери включают:
безвозвратные потери:
- Погибшие в результате ЧС.
- Умершие в течение 7 суток от травм, полученных в результате ЧС, 30 суток – в результате ДТП.
- Пропавшие без вести,
санитарные потери – лица, получившие повреждения различной степени тяжести, в результате ЧС.
При определении структуры санитарных потерь учесть:
- Количество пострадавших, из них детей, беременных женщин.
- Количество тяжёлых, требующих проведения жизнеспасающих и жизнеподдерживающих мероприятий, из них детей.
- Количество пострадавших средней степени тяжести, из них детей.
- Количество легко пострадавших, требующих амбулаторно-поликлинической помощи, из них детей.
Внимание! Структуру санитарных потерь с учётом вида ЧС рассчитывается заранее и представлена в «Плане медико-санитарного обеспечения населения муниципального образования и/или субъекта РФ в чрезвычайных ситуациях».
По данным медико-тактической разведки определить потребность в бригадах СМП, технических спасательных формированиях, возможные маршруты эвакуации пострадавших.
Бригаде СМП заполнить «Карту вызова СМП» в любом случае, даже при отсутствии пострадавших и/или погибших, указать:
- время прибытия в зону ЧС;
- вид ЧС;
- адрес ЧС;
- Ф. И. О., звание, должность руководителя спасательных работ.
Организовать работу медицинского поста в наиболее безопасном месте.
Структура медицинского поста:
- место сбора пострадавших, хорошо видное на расстоянии (по возможности);
- распределительный пост, где поток пострадавших делится на «носилочных» и «ходячих»;
- сортировочная площадка – для определения приоритетов оказания экстренной медицинской помощи, в т. ч. эвакуационных приоритетов (в первую очередь, во вторую очередь);
- площадка оказания первоочередной медицинской помощи;
- эвакуационная площадка, удобная для погрузки пострадавших в санитарный и/или попутный транспорт по возможности.
К эвакуационным мероприятиям дополнительно можно привлечь (по возможности/по ситуации):
- легко пострадавших;
- свидетелей ЧС;
- личный состав спасательных формирований;
- сотрудников ГИБДД и др.
Бригады СМП, прибывшие в зону ЧС дополнительно:
- доложить фельдшеру ППВ о прибытии;
- доложить руководителю медицинских спасательных работ о прибытии;
- выполнить сортировочные решения, принятые ранее, если таковые не требуют корректировки в результате ухудшения состояния пострадавшего;
- доложить руководителю АСР об отбытии с места ЧС для выполнения экстренной эвакуации пострадавшего/пострадавших;
- заполнить медицинскую документацию установленной формы на каждого пострадавшего, соблюдая установленные правила;
- при госпитализации докладывать фельдшеру ППВ паспортные данные пострадавших (по возможности), диагноз или ведущий синдром, определяющий тяжесть состояния, эвакуационное направление;
- действовать в каждом случае ЧС индивидуально в соответствии с оперативной обстановкой.
Соблюдать основные принципы принятия сортировочных решений.
Выявить пациентов, нуждающихся в изоляции и частичной специальной санитарной обработке (признак опасности для окружающих определяется по результатам медико-тактической разведки, выполненной специалистами режимного объекта и/или в соответствии с инструкциями режимного объекта):
- пациентов, имеющих признаки поражения стойкими отравляющими веществами;
- пациентов, имеющих признаки поражения радиоактивными веществами в дозах, превышающих допустимые;
- пациентов, имеющих клинические проявления ОИЗ;
- лиц, контактных с пациентами, заболевшими ОИЗ;
- пострадавших с острыми психическими травмами, имеющих выраженное агрессивное поведение.
Выявить пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи (лечебный признак):
- пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям в данный момент времени: жизнеспасающих мероприятиях на месте в первую очередь или в эвакуации по жизненным показаниям в первую очередь;
- пациентов, не нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям в данный момент времени: пациентов, экстренная медицинская помощь может быть отсрочена и оказана во вторую очередь; пациентов, получивших травмы, несовместимые с жизнью; пациентов, нуждающихся в амбулаторно-поликлинической помощи.
Выявить пациентов, нуждающихся в эвакуации (эвакуационный признак):
- Пациенты, нуждающиеся в эвакуации по жизненным показаниям в первую очередь.
- Пациенты в стабильном состоянии в данный момент времени, эвакуация во вторую очередь.
Ускоренную сортировку проводить:
- При большом количестве единовременно пострадавших.
- Когда медицинских спасательных сил в данный момент времени недостаточно.
Соблюдать правила обследования пострадавших в ЧС при проведении ускоренной сортировки:
- Определить наличие/отсутствие сознания.
- Определить наличие/отсутствие дыхания.
- Определить пульс на магистральных артериях.
- Определить наличие/отсутствие травм с явлениями шока.
Соблюдать правила обследования пострадавших в ЧС при проведении окончательной сортировки:
- Определить в баллах уровень нарушения сознания по ШКГ.
- Оценить выраженность острой дыхательной недостаточности.
- Оценить выраженность острых гемодинамических расстройств.
- Определить наличие травм с явлениями шока, кровопотери в следствие наружного / внутреннего кровотечения.
- Осмотреть и пальпировать пациента последовательно: голову, шею, грудную клетку, живот, область таза, нижние конечности, верхние конечности, область спины и позвоночника.
Сортировочные решения при проведении ускоренной сортировки:
- Выявить только пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям на месте (красная маркировка).
- Все остальные, в том числе, погибшие.
Последовательность и объём экстренной медицинской помощи при ускоренной сортировке:
- Остановить наружное кровотечение любым доступным способом.
- Восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей.
- Провести противошоковые мероприятия, в первую очередь придать противошоковое положение.
- Провести сердечно-легочную реанимацию.
Сортировочные решения при проведении окончательной сортировки:
- Выявить пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям на месте в первую очередь (красная маркировка).
- Выявить пациентов, нуждающихся в эвакуации по жизненным показаниям в первую очередь (жёлтая маркировка).
- Выявить пациентов, экстренная медицинская помощь и эвакуация которых может быть отсрочена, выполнена во вторую очередь (зелёная маркировка).
- Выявить пациентов, имеющих травмы, несовместимые с жизнью, и погибших (чёрная, белая или чёрно-белая маркировка).
Рассчитать возможный объём помощи, оказываемой в зоне / на границе очага ЧС, исходя из данных медико-тактической разведки:
- вида, условий ЧС;
- количества пострадавших в ЧС;
- соотношение лиц, требующих проведения жизнеспасающих и жизнеподдерживающих мероприятий, к общему количеству пострадавших;
- количества сил и средств, привлечённых к ликвидации последствий ЧС, в данный момент времени.
Оказать посиндромную помощь в объёме:
- первой медицинской помощи (для ограниченного количества медицинских работников при большом количестве единовременно пострадавших);
- доврачебной помощи;
- первой врачебной помощи;
- квалифицированной медицинской помощи.
При выполнении госпитализации учитывать:
- удалённость места ЧС от профильных, многопрофильных и общепрофильных ЛПУ;
- возможности конкретных ЛПУ, принимающих основные потоки пострадавших;
- количество пострадавших, нуждающихся в госпитализации единовременно;
- тяжесть состояния пострадавших;
- профиль пострадавших (хирургический, в том числе реанимационный, терапевтический).
Экстренную медицинскую помощь направить:
- на коррекцию нарушения дыхания;
- коррекцию нарушения гемодинамики.
При выполнении госпитализации учитывать:
- удалённость очага ЧС от профильных, многопрофильных и общепрофильных ЛПУ;
- возможности конкретных ЛПУ, куда направляются основные потоки пострадавших;
- количество пострадавших, нуждающихся в госпитализации единовременно;
- тяжесть состояния пострадавших;
- профиль пострадавших.
Выполнить госпитализацию с учётом особенностей ЧС:
- Пациентов, имеющих лечебные и эвакуационные приоритеты (в первую очередь), госпитализировать в профильные отделения ближайшего ЛПУ.
- Пациентов, экстренная медицинская помощь и эвакуация которым была отсрочена (во вторую очередь), госпитализировать в специализированные ЛПУ.
- Избегать госпитализации большого количества пострадавших в одно ЛПУ.
- Применить «веерную» эвакуацию, рассредотачивая пациентов в несколько профильных ЛПУ (учитывать возможность территории).
В условиях пожаротушения бригаде СМП:
- Прибыть в зону возгорания.
- Доложить о прибытии руководителю пожаротушения.
- Дислоцироваться в безопасном месте, указанном руководителем пожаротушения.
- Выяснить у руководителя пожаротушения сведения о характере очага возгорания (жилая, промышленная зона, площадь возгорания, наличие опасных веществ в очаге возгорания и/или вблизи него и т. п.), наличие пострадавших, из них детей, наличие погибших.
- Доложить фельдшеру ППВ о прибытии в зону возгорания;
- В «Карте вызова СМП» отметить время прибытия, Ф.И.О., звание, должность руководителя пожаротушения;
- При госпитализации докладывать фельдшеру ППВ паспортные данные пострадавших (по возможности), диагноз и / или ведущий синдром, определяющий тяжесть состояния, эвакуационное направление (обязательно).
При дорожно-транспортном происшествии бригаде СМП действовать аналогично общим правилам работы в ЧС.
Бригаде СМП соблюдать правила:
- Машину СМП установить в безопасном месте в радиусе не ближе 10 м от места ДТП.
- При оказании помощи учитывать опасные факторы ДТП: неустойчивое положение повреждённого автомобиля, разлитие топлива, наличие опасного груза и разгерметизация емкости для его перевозки, задымление и возгорание, др.
- Фрагменты автомобилей и др. предметы ДТП не перемещать.
- Лечение пострадавшего, зажатого в повреждённом автомобиле, начинать только после обеспечения безопасности оказания помощи.
- Извлекать пострадавшего из транспортного средства после стабилизации шеи и спины.
- Решать вопрос по извлечению пострадавшего из повреждённого транспортного средства в каждом случае индивидуально с учётом следующих условий: наличие внешних опасных факторов, зажатие пострадавшего в повреждённом транспортном средстве, тяжесть повреждений, опасных для жизни пострадавшего, состояние окружающей среды и наличие свободных бригад СМП на месте ДТП и др.
При массовом травмировании участников культурно-массовых мероприятий бригаде СМП действовать аналогично общим правилам работы в условиях ликвидации последствий ЧС.
При выполнении массовой экстренной эвакуации пациентов из ЛПУ при авариях на коммунально-энергетических сетях, при пожаре и др. опасных ситуациях в ЛПУ действовать:
- Диспетчеру ППВ по стандартной схеме.
- Руководителю СМП по стандартной схеме.
- Бригаде СМП по стандартной схеме.
Бригадам СМП учитывать информацию о пациентах, подлежащих экстренной эвакуации: диагноз, тяжесть состояния и эвакуационного направления, определённое руководителем данного ЛПУ.
Руководителю станции / подстанции / отделения СМП в первые сутки после завершения ликвидации медицинских последствий ЧС провести разбор работы в ЧС с анализом качества, полноты и своевременности проведения лечебно-эвакуационных мероприятий:
- собственных действий;
- нижестоящих руководителей;
- фельдшеров ППВ;
- бригад СМП.
2010 г.